Статистический анализ

Несоответствия могут быть выявлены в любой области или организации. Целью управления несоответствующей продукцией является устранение выявленных несоответствий в готовой проектной продукции для предотвращения ее дальнейшего непреднамеренного использования.

Несоответствующей продукцией признается документация, не прошедшая с положительной оценкой внешнюю экспертизу, документация, не принятая Заказчиком по обоснованным оценкам ее качества, а также документация, несоответствия в которой выявлены после передачи Заказчику, в том числе в процессе осуществления Авторского надзора.

Управление продукцией, признанной несоответствующей, предусматривает:

-выявление несоответствий, их анализ и регистрацию;

-информирование Заказчика и возврат несоответствующей проектной продукции;

-определение объема несоответствующей документации;

-планирование коррекций и корректирующих действий;

-внесение изменений в документацию;

-повторную проверку документации;

-оформление и отправку Заказчику и/или экспертным органам измененной документации.

Примером послужит проектное Публичное Акционерное Общество «Газпром»

На предприятии действует Интегрированная система менеджмента, основанная на требованиях следующих международных стандартов:

-ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования.

-ISO 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по использованию.

-OHSAS 18001 Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности. Требования.

Полученные замечания от органов, проводивших экспертизу, а также от Заказчика, регистрируются и передаются для организации анализа и разработки соответствующих корректирующих действий.

Внесение изменений в проектную продукцию осуществляется на основании разрешений на внесение изменений в соответствии с правилами хранения и поставки.

Несоответствия, выявленные по результатам авторского надзора, фиксируются в журнале авторского надзора и далее устраняются в соответствии с документацией авторского надзора.

Управление несоответствующей продукцией осуществляется в соответствии с требованиями по управление несоответствующей продукцией.

Сохранение документированной информации о действиях, предпринятых в отношении несоответствующей продукции, и лице, принявшем решение, осуществляется посредством переписки с Заказчиком, оформления разрешений на внесение изменений, записей в журналах авторского надзора, оформления корректирующих записок.

Управление несоответствующими выходами процессов осуществляется в оперативном режиме в рамках процессов и их взаимодействия посредством совещаний участников процессов, переписки по электронной почте и принятия по их результатам соответствующих решений.

Сохранение документированной информации о действиях, предпринятых в отношении несоответствующих выходов процессов, осуществляется посредством внесения изменений в документы, относящиеся к этим процессам, ведения электронной переписки.

Несоответствия могут возникнуть в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Готовность к аварийным ситуациям и реагирование

Для идентификации возможности возникновения и реагирования при инцидентах и аварийных ситуациях, а также для предотвращения и облегчения возможных заболеваний, травм и негативного воздействия на окружающую среду, которые могут быть с этим связаны, в Обществе разработаны соответствующие инструкции, программы, планы.

По возможным аварийным ситуациям в Обществе проводятся практические тренировки, направленные на совершенствование практических навыков персонала по действиям в случае возникновения реальной аварийной ситуации, с последующей их оценкой и разработкой, при необходимости, корректирующих или предупреждающих действий.

Управление несоответствиями, расследование инцидентов в области ОТ, ПБ и ООС

Причинами возникновения являются аварийные ситуации и несчастные случаи. В целях выявления всех причин возникновения несчастных случаев, происшествий без последствий, инцидентов, несоответствий в области ОТ, ПБ и ООС, в Обществе установлены и реализуются процедуры учета и расследования данных событий с последующей разработкой и внедрением корректирующих и предупреждающих действий, и оценкой их результативности.

Расследование несчастных случаев, аварий осуществляется в порядке, установленном законодательными актами РФ.

В целях предупреждения несчастных случаев, аварий, негативного воздействия на окружающую среду, а также уменьшения обусловленного ими ущерба и устранения выявленных несоответствий в Обществе применяются процедуры выявления несоответствий, разработки и реализации корректирующих и предупреждающих действий.

Регистрация инцидентов, связанных с получением травм (микротравм) осуществляется в журнале при обращении персонала в травмпункт. Далее информация об инцидентах передается специалисту по охране труда для проведения расследования, выявления причин возникновения инцидентов и в случае необходимости проведения корректирующих действий. При необходимости, руководителю подразделения даются предложения по недопущению повторения подобных случаев. Все данные (записи) о расследовании инцидентов, их анализе и предпринятых действиях хранятся у специалиста по охране труда.

Несоответствия в области ОТ, ПБ и ООС выявляются по результатам:

-расследования несчастных случаев, аварий и инцидентов;

-идентификации опасностей и оценки рисков;

-идентификации экологических аспектов;

-оценки соответствия законодательным и другим требованиям;

-замечаний и предложений всех заинтересованных сторон, включая персонал Общества;

-проведения мониторинга в области ОТ, ПБ и ООС;

-анализа результативности функционирования ИСМ со стороны руководства Общества.

Несоответствия и корректирующие действия

При выявлении несоответствия с учетом степени его воздействия на процессы ИСМ и возможность Общества поставлять проектную продукцию, соответствующую установленным требованиям, предпринимаются действия:

по реагированию на несоответствие – коррекция (устранение последствий);

  • по анализу несоответствия, принятию мер по устранению причины несоответствия, чтобы исключить его повторение возникновение в будущем (при наличии возможности), определению существования подобных несоответствий или возможности их возникновения;

  • по выполнению принятых мероприятий;

  • по анализу результативности предпринятых корректирующих действий;

  • по внесению изменений в ИСМ (при необходимости).

Источниками информации для разработки корректирующих действий являются:

  • результаты анализа качества проектной продукции;

  • результаты входного контроля закупаемых продукции и услуг;

  • замечания и претензии Заказчиков к готовой проектной продукции;

  • информация по управлению собственностью Заказчика;

  • замечания экспертных организаций (надзорных органов);

  • результаты авторского надзора;

  • результаты внутренних проверок;

  • результаты внешних аудитов;

  • данные результатов проведенного анализа удовлетворенности Заказчиков;

результаты анализа ИСМ со стороны руководства;

проведенные мониторинг и оценка результативности процессов ИСМ;

данные об уровне квалификации персонала;

данные о состоянии инфраструктуры, производственной среды;

результаты производственного контроля в области ООС;

возникновение инцидентов в области ОТ, ПБ и ООС;

обращения заинтересованных сторон и др.

Порядок работы с несоответствиями, связанными с проектной продукцией и в области ОТ, ПБ и ООС, а также требования по сохранению документированной информации регламентированы документацией, в том числе:

  • Контроль проектной продукции;

  • Хранение и поставка ПП в г. Краснодар;

  • Управление несоответствующей продукцией;

  • Авторский надзор;

Организация экспертизы проектной продукции — Государственная экспертиза;

Идентификация опасностей и оценка риска в области ОТ и ПБ

Порядок работы с несоответствиями, связанными с результативностью процессов ИСМ, а также требования по сохранению документированной информации регламентированы документами по мониторингу и оценке результативности внутренних процессов.

Порядок работы с несоответствиями, выявленными по результатам проверок экспертных организаций (надзорных органов) в том числе в области ОТ, ПБ и ООС, а также требования по сохранению документированной информации регламентированы соответствующими законодательными и нормативными актами, а также условиями договоров.

Порядок работы с несоответствиями, выявленными по результатам анализа ИСМ со стороны руководства, а также требования по сохранению документированной информации регламентированы документацией по анализу ИСМ.

Порядок работы с несоответствиями, связанными с эксплуатацией объектов инфраструктуры и производственной среды, а также требования по сохранению документированной информации регламентированы соответствующими законодательными и нормативными актами.

Порядок работы с несоответствиями, связанными с персоналом Общества, а также требования по сохранению документированной информации регламентированы соответствующими законодательными и нормативными актами, трудовым договором. Анализ несоответствий и причин их возникновения проводят руководители подразделений (проектов), в которых они были выявлены. Если причины несоответствий связаны с деятельностью других подразделений (процессов, функций) или с недостатком процедур (содержащихся в них правил, рабочих критериев) для анализа несоответствий привлекаются представители этих подразделений, владельцы процессов или функций.

Список использованных источников

  1. Применение технологий бенчмаркинга на предприятиях в нефтегазовой отрасли Цокур Л. С., Боровская Л.В. В сборнике: Сборник материалов VII Международной научно- практической конференция 2015. С. 106-110.

2. Определение системы корректирующих и предупреждающих действий управления качеством продукции малых предприятий стройиндустрии. Никитин А. А., Боровский А. Б., Доценко С. П., Боровская Л .В. Известия Юго-Западного государственного университета. 2012.№5-2(44) с. 337-343.

3. ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования.

4. ISO 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по использованию.

5. OHSAS 18001 Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности. Требования.

Метод статистического контроля процесса (Statistical Process Control, SPC) предоставляет возможность объективно, опираясь на фактические данные вынести суждение о приемлемости качества производимой продукции. Данный метод основан на тестировании, испытаниях или рассмотрении большого количества однородных результатов поставки проекта. Если Ваш проект производит небольшое число результатов, не похожих друг на друга, то данный метод Вам не подходит. В остальных случаях, статистический контроль процесса может Вам помочь определить, насколько Ваш процесс способен производить качественную продукцию.

Статистический контроль также позволяет понять, насколько Ваш процесс «контролируем», то есть способен непрерывно производить результаты с предсказуемыми характеристиками и уровнем качества. Если процесс «сбоит» и выпускает результаты с нестабильными характеристиками и показателями качества, то он считается «неконтролируемым». С помощью статистического контроля Вы достаточно быстро установите, если Ваш процесс начнет терять свою контролируемость.

Как мы уже отметили, статистический контроль процесса предполагает текущий контроль выхода процесса. Данный прием помогает команде проекта или компании в следующем :

  • Достаточно рано идентифицировать появление критической проблемы в процессе

  • Снизить нестабильность продукции

  • Определить возможности процесса

  • Оптимизировать процесс

  • Определить надежность результатов.

Хотя статистический контроль процесса кажется понятным и простым методом, его реализация не так проста. Он требует регулярного тестирования выходной продукции, регулярной статистической обработки результатов тестирования, а также грамотной интерпретации результатов, чтобы понять состояние контролируемого процесса.

(9.2.4.P2)

Использование контрольных диаграмм является ключевым моментом в статистическом контроле процесса, хотя его можно реализовать и другими способами.

Контрольная диаграмма — это график с горизонтальной осью, представляющей номер образца продукции или время испытания. Вертикальная ось отображает контролируемый параметр (или показатель качества). На графике проложена центральная горизонтальная линия, соответствующая целевому значению контролируемого параметра, и две горизонтальные линии, обозначающие верхнюю и нижнюю границы допуска этого параметра.

На контрольной диаграмме центральная горизонталь CL (Control Line) представляет целевое значение процесса. Верхняя и нижняя границы допуска обозначены, соответственно, UCL (Upper Control Limit) и LCL (Lower Control Limit).

Анализ несоответствий и установление причин

ДП-ИГХТУ-8.5.2-2010

ДП-ИГХТУ-8.5.2-2010

Область применения

Настоящий стандарт устанавливает цели, порядок планирования и реализации, методы оценивания результативности корректирую­щих действий, направленных на устранение причин выявленных несоответствий.

Настоящий стандарт определяет процедуры, относящиеся к корректирующим действиям в рамках процесса мониторинга и улучшения системы менеджмента качества (СМК).

Положения настоящего стандарта предназначены для всех структурных подразделений ГОУ ВПО ИГХТУ.

Нормативные документы и нормативные ссылки

Настоящий стандарт разработан в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих нормативных документов:

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 9004-2008 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности

СМК-РК-01-2010 Система менеджмента качества. Руководство по качеству

ДП-ИГХТУ-4.2.4-2010 СМК. Управление документацией. Записи

ДП-ИГХТУ-8.2.2-05-2010 СМК. Мониторинг и улучшение. Внутренние аудиты


ДП-ИГХТУ-8.5.3-2010 СМК. Мониторинг и улучшение. Предупреждающие действия

СТУ-ИГХТУ-8.3-2010 СМК. Мониторинг и улучшение. Управление несоответствиями.

Термины, определения и принятые сокращения

3.1 Внастоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000-2008 и СМК-РК-01-2010, в том числе следующие наиболее часто употребляемые:

3.1.1Корректирующее действие:Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации .

ДП-ИГХТУ-8.5.2-2010

3.1.2Коррекция:Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия.

Примечание — Коррекция может осуществляться в сочетании с корректирующим действием .

3.1.3Несоответствие:Невыполнение требования (потребности или ожидания, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным).

3.1.4 Образовательная услуга (продукция):Процесс обучения, по­вышения уровня знаний и навыков, воспитания жизненных пози­ций и ценностей обучаемых на основе имеющихся в университете условий и ресурсов.

3.1.5Потребитель:Физическое лицо или организация, получаю­щие услугу (продукцию):

— абитуриент, учащийся, выпускник университета;

— организация или физическое лицо, финансирующее обучение;

— организация, использующая приобретенные физическим лицом знания и навыки.

3.1.6Постоянное улучшение:Повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования .

3.1.7Результативность:Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов .

3.2 Принятые сокращения:

СМК — система менеджмента качества;

PDCA — планирование (plan), осуществление (do), проверка (check), действие по улучшению (act).

4. Цели и общие положения

4.1 Корректирующие действия должны рассматриваться как
средство улучшения деятельности ГОУ ВПО ИГХТУ, результативно­сти процессов СМК, качества предоставляемых образовательных
услуг, удовлетворенности потребителей и других заинтересованных
сторон.

Высшее руководство ГОУ ВПО ИГХТУ и руководители подразделений должны планировать и осуществлять корректирующие действия в целях устранения причин выявленных несоответствий для предот­вращения повторного их возникновения,.

4.2 При осуществлении корректирующих действий должны быть
определены и выполняться требования к:

а) анализу характера несоответствий;

ДП-ИГХТУ-8.5.2-2010

б) установлению причин несоответствий;

в) разработке мероприятий, позволяющих избежать повторения
несоответствий;

г) обоснованию необходимости действий и установлению
приоритетов, исходя из возможных последствий;

д) записям результатов предпринятых действий;

е) анализу результатов предпринятых корректирующих дей­ствий.

4.3 Несоответствия могут относиться к:

—процессам управленческой деятельности университета, фа­культетов;

—процессам обеспечения ресурсами;

—обеспечивающим и вспомогательным процессам;

—общим университетским процессам предоставления образо­вательных услуг;

—процессам предоставления образовательных услуг выпускаю­щими кафедрами ГОУ ВПО ИГХТУ;

—другим процессам.

4.3.1 Несоответствиями управленческой деятельности могут
быть:

—несогласованность целей подразделений и политики ГОУ ВПО ИГХТУ в области качества;

—неоднозначность принятых решений;

—невыполнение решений (приказов, распоряжений, указа­ний);

—несвоевременное (запоздалое) выделение средств и ресур­сов;

—неполная и недостоверная информация во входных данных для принятия решений;

—другие виды несоответствий.

4.3.2 Несоответствиями процессов обеспечения ресурсами могут
быть:

—недостаточная компетентность персонала ГОУ ВПО ИГХТУ;

—невыполнение требований к техническому состоянию учебного и другого оборудования;

—нарушений условий труда и техники безопасности;

—упущения в обеспечении информацией;

—несвоевременное финансирование и расточительное расходо­вание материалов и времени;

—другие виды несоответствий.

4.3.3 Несоответствиями обеспечивающих и вспомогательных
процессов могут быть:

ДП-ИГХТУ-8.5.2-2010

—несвоевременная актуализация документов;

—необеспеченность рабочих мест соответствующими версиями документов;

—ошибки результатов маркетинга и оценивания удовлетворен­ности заинтересованных сторон;

—закупка продукции у неквалифицированного поставщика;

—закупка продукции без подтверждения ее качества;

—другие виды несоответствий.

4.3.4 Несоответствиями процессов создания продукции (про­цессов жизненного цикла образовательных услуг) могут быть:

— ошибки в результатах оценивания способности кафедр и
ГОУ ВПО ИГХТУ в целом выполнить требования образовательных
стандартов;

— несоответствия, выявленные в ходе верификации и валидации проектов процедурных документов учебного процесса;

— несвоевременное внесение изменений в документацию;

— несоблюдение графиков;

— отсутствие критериев для анализа способностей (возмож­ностей) процессов;

— нарушение идентификации;

— применение неисправного лабораторного оборудования, инструмента или приборов;

— другие виды несоответствий.

4.3.5 Несоответствиями продукции (п. 3.1.4) могут быть:

— недостатки, выявленные при текущем контроле, промежу­точной и итоговой аттестации обучаемых в ГОУ ВПО ИГХТУ;

— недостатки, выявленные при внутренних и внешних аудитах (проверках);

— недостатки, обнаруженные в знаниях и умениях выпускников ГОУ ВПО ИГХТУ при работе в организациях;

— недостатки, выявленные органами, осуществляющими государственный надзор;

— отступления от положений контрактов;

— другие виды несоответствий.

4.4 Источниками информации для рассмотрения корректирую­щих действий могут быть:

— результаты верификации и валидации проектов;

— результаты мониторинга учебного процесса;

— данные о проверке знаний обучаемых, включая аттеста­цию;

— отчеты о внутреннем аудите;

— отчеты о деятельности преподавателей, кафедр, факульте­тов ГОУ ВПО ИГХТУ;

ДП-ИГХТУ-8.5.2-2010

— протоколы внешнего аудита и контроля инспектирующими органами;

—данные об удовлетворенности обучаемых, организаций и других заинтересованных сторон;

—записи о функционировании СМК;

—другая информация.

4.5 После обнаружения несоответствия или получения соответствующей информации (п. 4.4), учитывая возможные последствия, производят, при необходимости, коррекцию, т. е. действия, предпринимаемые для устранения обнаруженного несоответствия, что не отменяет последующих корректирующих действий

4.6 Корректирующие действия следует планировать и осущест­влять на нескольких уровнях: университет; факультет; кафедра (подразделение).

4.7 При реализации корректирующих действий следует исполь­зовать циклы PDCA (планирование, осуществление, проверка, действие по улучшению).

Первый замкнутый цикл PDCA применяют для отслеживания выполнения запланированных корректирующих действий и оце­нивания их результативности.

Второй замкнутый цикл PDCA применяют для оценивания предпринятых корректирующих действий. При недостаточности эффекта ищут другую причину и метод ее устранения.

4.8 Осуществлять корректирующие действия рекомендуется по алгоритму, приведенному в приложении 1 к настоящему стан­дарту.

4.9 Для анализа несоответствий и установления причин несо­ответствий (раздел 5), планирования мероприятий (раздел 6) и оценивания результатов предпринятых корректирующих действий на соответствующем уровне (раздел 7) могут создаваться временные комиссии, в состав которых входят руководитель (или заместитель руководителя) подразделения, в деятельности или в результатах ко­торого обнаружено несоответствие, представитель службы качества, специалисты-исполнители и, при необходимости, представители подразделений, ответственных за предыдущий и последующий про­цессы, а также ответственные за обеспечивающие процессы.

Анализ несоответствий и установление причин

5.1 Информация о несоответствиях должна подвергаться анализу на предмет значимости выявленных несоответствий и возможных последствий.

Несоответствия по значимости могут быть двух видов:

—значительное несоответствие. То, которое с большой вероят­ностью может повлечь (или повлекло) невыполнение требований потребителей и/или обязательных требований, либо привело к значительному увеличению затрат ресурсов, либо к существенному снижению удовлетворенности заинтересованных сторон;

ДП-ИГХТУ-8.5.2-2010

—малозначительное несоответствие. Отдельные несистемати­ческие упущения, ошибки, недочеты в функционировании СМК, в документации или процедурах, которые могут впоследствии при их накоплении привести к невыполнению требований потребителя и/или обязательных требований, а также к снижению результатив­ности процессов СМК.

5.2 Процедура анализа должна предусматривать рассмотрение вопроса о необходимости проведения коррекции (исправления), оценивание эффекта от ранее предпринятых корректирующих и предупреждающих действий (ДП-ИГХТУ-8.5.3-2010), выявление нега­тивных тенденций, определение достаточности информации для установления первопричин несоответствия и для разработки кор­ректирующих действий.

5.3 К наиболее общим категориям причин относятся:

—недостаточная предыдущая подготовка, а также недостаточные ответственность и мотивация обучаемых;

—недостаточные компетентность, квалификация, опыт, ответственность, мотивация, состояние здоровья и другие характеристики преподавателей и сотрудников ГОУ ВПО ИГХТУ;

—ненадлежащие характеристики, точность, изношенность и другие параметры лабораторного оборудования;

—несвоевременная актуализация документации, отсутствие ее доступности, неоднозначность понимания и т. д.;

—ненадлежащие характеристики точности и достоверности средств измерений и контрольного оборудования, отсутствие ин­струкций, методик и других документов для них;

—несоблюдение требований к безопасности труда, санитарно-гигиенических условий и других требований к производственной среде;

— недостатки в управлении, в том числе несвоевременность обеспечения ресурсами, несоблюдение графиков планово-
предупредительных работ, отсутствие учета требований по удовлетворенности, неучастие персонала ГОУ ВПО ИГХТУ в процессе улучшения, отсутствие контроля производственной дисциплины и т. д.;

— отсутствие или недостаток необходимых финансовых средств
для осуществления процессов, поощрения за улучшение деятельности.

После определения группы причин осуществляют поиск кон­кретной причины, на устранение которой должны быть направлены корректирующие действия.

Примеры первопричин несоответствий:

—человеческий фактор (некомпетентность, безответственность и др.);

—недостоверность и неполнота информации, необходимой для принятия решений;

—ошибки в документации;

—несоблюдение производительной дисциплины и графиков;

—ошибки в принятии решений об уровне подготовки обучае­мых.

ДП-ИГХТУ-8.5.2-2010

5.4 В зависимости от характера несоответствия установление причин может быть от простейшего действия (СТУ-ИГХТУ-8.3) до сложной процедуры, включающей анализ прослеживания процес­сов, анализ записей, сбор дополнительных данных, проведение экспериментов.

5.5 При установлении причин и выборе приоритетных кор­ректирующих действий применяют, где целесообразно, методы группового принятия решений, в том числе метод «мозгового штурма», а также используют причинно-следственные диаграммы (приложение 2) и диаграммы Парето (приложение 3).

6. Планирование и осуществление корректирующих дей­ствий

6.1 План корректирующих действий рекомендуется оформлять по форме, приведенной в приложении 4 настоящего стандарта.

6.2 Корректирующие действия могут быть включены составной частью в:

— планы совершенствования СМК, в том числе по результатам
анализа со стороны высшего руководства;

— планы корректирующих действий по устранению несоот­ветствий, выявленных при проведении внутренних проверок по ДП-ИГХТУ-8.2.2-05-2010;

—планы работы факультетов, кафедр, подразделений ГОУ ВПО ИГХТУ;

—другие планы и программы.

6.3 Для осуществления корректирующих действий руководитель подразделения должен предусмотреть необходимую подготовку исполнителей плана и выделение необходимых для реализации плана ресурсов, в том числе финансовых.

6.4 Ход выполнения запланированных действий для обеспечения достижения желаемой цели должен подвергаться мониторингу, по результатам которого при необходимости осуществляют корректи­ровку плана (цикл PDCA).

6.5Оценивание результативности выполнения плана корректи­рующих действий осуществляет руководитель, утвердивший план. Оценку результативности заносят в графу «Отметка об исполнении плана (результативность)» (приложение 4) либо регистрируют в другом документе.

Результативность определяют на момент плановой даты испол­нения корректирующего действия.

Достоверность оценки результативности должна проверяться, в том числе во время внутреннего аудита, и регистрироваться в отчете согласно ДП-ИГХТУ-4.2.4-2010.

6.6 Результативность определяют либо по каждому корректирующему действию (если в плане их более одного), либо интегрально по всем корректирующим действиям, направленным на устранение причин конкретного несоответствия.

ДП-ИГХТУ-8.5.2-2010

Там, где целесообразно, определяют общую результативность выполнения всего плана.

Результативность определяют, например, по критерию своевременности выполнения и по критерию полноты содержания выполненного действия.

Полнота выполнения корректирующих действий может оцени­ваться отношением числа выполненных действий к числу запла­нированных действий. Возможны другие виды критериев, удобные для сопоставления с предыдущими результатами.

Для решения комплексных проблем со множеством причин, необходимо собрать кросс-функцональную команду специалистов разных специализаций (из разных отделов), поскольку при выявлении и анализе причин возникновения проблемы нужны разносторонние знания. Отложите компьютер. Сформируйте окончательный вариант диаграммы на большом листе бумаги или на доске. Тратить время на визуализацию диаграммы в электронном виде имеет смысл только после получения окончательной версии.

Для формирования перечня потенциальных причин (костей скелета рыбы) лучше использовать метод мозгового штурма. Этот метод имеет множество вариаций: Обратный мозговой штурм, Метод 6-3-5, Быстрая сеть и т.д. Мы рассмотрим наиболее простой вариант мозгового штурма – письменный мозговой штурм.

Раздайте всем участникам разноцветные стикеры и ручки. Затем в течение 3-5 минут каждый участник должен написать как можно больше причин возникновения анализируемой проблемы. Каждая идея — отдельный стикер. После этого все по очереди зачитывают свои идеи. Команда решает к какой именно категории (к какому ребру) относится эта причина и участник наклеивает стикер на соответствующее место на диаграмме. Если команда не пришла к единому мнению относительно какой-то причины, то её можно продублировать на две категории. После этого, как правило, у команды появляются дополнительные идеи. Можно повторять итерации мозгового штурма, пока у команды не кончатся идеи. Письменный мозговой штурм имеет очень важное преимущество: все участники вовлечены в процесс генерирования идей в равной степени.

Для выявления причин второго уровня следует использовать метод «5 Почему». Вопросы нужно задавать о каждом стикере на диаграмме, пока не дойдете до первопричины. В ходе работы у команды появляется определенное количество версий. Из этого множества нужно выбрать наиболее вероятные причины, сформировать контрмеры по их устранению и реализовать соответствующие улучшения.

Работа над диаграммой Ишикавы на этом не заканчивается. После устранения одной причины из комплекса, в зависимости от полученных результатов, нужно начать работать над выявлением следующей, актуализируя имеющуюся диаграмму.

Будем рады рассказать Вам подробно об этом и других методах, на нашем тренинге «Анализ коренных причин и фокусные улучшения”.

Автоматический анализ кода (static code analysis) очень полезен на больших проектах и он часто встраивается в серверы непрерывной интеграции. Некоторые IDE уже поставляются с простыми аналитическими инструментами, но первые всё-таки предпочтительней, потому что туда смотрит вся комманда. Всё что этот софт делает это периодически смотрит в систему версионирования (SVN) и строит график качества (и например запускает юнит-тесты). По сути это аналог комплекса упражнений для человека, поддерживающих хорошее здоровье и бъющих тревогу если возникает рак спагетти-кода.

Самые известные CI-серверы:

Статический анализ кода и его метрики

В целом, статический анализ кода сводится к оценке метрик кода с поиском потенциальных проблем. Начиная с банальных необъявленных или не использующихся переменных и заканчивая поиском дубликатов. Метрики позволяют оценить цену и сложность проекта для планирования дальнейших работ, позволяют оценить влияние от новых методологий и инструментов, уменьшают время поиска проблемных мест как по пакетам так и по разработчикам.

Метрик очень много и каждый аналитический инструмент по разному их формулирует и сокращает, поэтому единой картинки добиться сложно, хотя и есть закономерность в шагании по стопам java

Размерные метрики

  • NOP — число пакетов
  • NOC — число классов → Число классов в пакете (Java =17, C++=19)
  • NOM — число методов → Число методов в классе (Java = 7, C++ = 9)
  • LOC — число строк → Ошибок/KLOC, Документации/KLOC
  • IOp — число параметров входа/выхода
  • IOg — число переменных вызываемых методом (классовых и глобальных, не локальных)
  • IOvar = IOp + IOg
  • CS — число атрибутов и методов. Может указывать на слишком большую ответственность одного класса
  • NOO — число переписанных родительских методов в дочерних классах. Указывает на высокую или низкую абстракцию
  • NOA — число новых методов в зависимости от глубины наследования

Метрики наследования

  • ANDC — среднее число наследующих классов (Java = 0.41, C++ = 0.28)
  • AHH — средняя высота иерархии (Java = 0.21, C++ = 0.13)
  • MIF = число унаследованных но не перезаписанных методов / общее число методов, указывает на степень абстракции или специализации класса (значение от 0 до 1)
  • PF — фактор наследования = число наследуемых методов / (число новых методов * число дочерних классов ), показывает насколько используются наследуемые методы (значение от 0 до 1)

Метрики сложности

  • CF — фактор связанности двух классов (т.е. один класс вызывает или использует методы/свойства другого класса) = число вызовов / максимальное число вызовов (значение от 0 до 1)
  • CALLS — число вызовов методов
  • FANOUT- число (вызываемых ) классов → (fin+fout)2 * len
  • Структурная сложность = CALLS 2
  • Сложность данных SC = IOvar / (CALLS +1)
  • Цикломатическая сложность CC = число решений / число строк (Java = 0.2, C++ = 0.25).

    Разные научные определения (Halstead, McCabe, McClure)

  • Системная сложность: SYSC = SC + SD

Некоторые программы ещё измеряют степень безопасности через число точек прямого входа, т.е. использования параметров GET, POST, SESSION, FILE.

Инструменты

Для php таких аналитических программ относительно мало — есть консольные узкоспециализированные программки:

  • Depend — использует некоторые приведённые выше метрики для анализа сложности
  • Mess detector — ищет неиспользуемый код и сложные выражения
  • Code sniffer — проверяет названия методов и переменных согласно правилам из XML-файла настроек
  • Dead code detector ищет невызываемый код
  • Copy-paste detector
  • phploc — оценивает размер
  • PHPLint — проверяет синтаксис и генерирует документацию
  • Analzer for Type Mismatches — ищет возможные ошибки с несовместимостью типов

Ещё есть чуть более общиеPMD (на java) и phpsat, специализированныеRIPS, RATS (как вариант Fortify360 + Jenkins), Yasca, Pixy и агрегаторы всего что только можно — PHPUnit, PHPLint, Sonar

Динамический анализ кода

В отличие от статического анализа, здесь система должна работать. Причём нас на этом этапе заботят — скорость работы всей системы (и узкие места) и логическая безошибочность. Соответсвенно решается это

  • Покрытие кода тестами (Statement, Branch, Path coverage)
  • Граф скорости загрузки и использования памяти в зависимости от методов

Инструменты

Анализ базового технологического процесса

Студенты, не имеющие базового ТП, настоящий раздел не выполняют.

Разработка нового ТП изготовления детали начинается с анализа существующего ТП.

При анализе существующего ТП рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

— определить соответствие метода получения заготовки установленному типу производства;

— рассмотреть выбор черновых, чистовых и промежуточных баз на операциях ТП, выявить соблюдение принципов постоянства и совмещения баз;

— установить, соответствует ли последовательность и количество операций (переходов) ТП для обеспечения заданной точности поверхностей детали, имеющих минимальные значения допусков на размер, форму и их взаимное расположение;

— установить соответствие параметров принятого оборудования размерам обрабатываемой детали, точности обработки, производительности;

— рассмотреть степень концентрации операций (переходов) ТП;

— определить степень применяемости высокопроизводительного режущего инструмента и новых марок материалов его режущей части;

— определить степень оснащенности ТП механизированными приспособлениями.

Для выполнения этого раздела в пояснительной записке приводится маршрутный базовый ТП, с кратким содержанием операций.

По результатам анализа излагаются предложения по совершенствованию ТП, и разрабатывается новый ТП.

Выбор заготовки

При выборе метода получения заготовки решающими факторами являются: форма детали, масса, материал, объем выпуска деталей.

Окончательное решение о выборе метода принимается на основе технико-экономических расчетов.

При выполнении экономических расчетов в данном разделе и в п. 3.15 стоимость материалов, оборудования и тарифные ставки рабочих принимаются такими, какими они установлены на предприятиях, где студенты проходили технологическую практику.

Для выбора метода получения заготовки сравнивается стоимость заготовки по базовому варианту S1 и проектируемому S2.

Стоимость заготовки по базовому варианту может быть взята из отчета по практике.

При отсутствии сведений о методе получения заготовки по базовому варианту стоимость заготовки рассматривается по двум возможным методам ее получения и делается их сравнение.

Стоимость заготовок из проката рассчитывается по формуле,

, (3.5)

где М – затраты на материал заготовки, р;

∑Со.з – технологическая себестоимость заготовительных операций (правка, калибрование, разрезка прутков на штучные заготовки и др.), р.

Расчеты затрат на материалы и технологической себестоимости выполняются по ниже приведенным выражениям

,

где Q – масса заготовки (рассчитывается через объем и плотность материала заготовки), кг;

S – цена 1 кг материала заготовки, р;

q – масса детали, кг;

Sотх– цена 1 кг отходов, р.

В отходы включается не только разность между массой заготовки и детали (стружка), но и остаток прутка, образующийся из-за некратности длины заготовки длине прутка. Сталь горячекатаная круглая по ГОСT 290–71 поставляется в прутках длиной 2…6 м.

,

где Сп.з – приведенные затраты на заготовительные операции, р/ч;

tшт(шт.-к) – штучное или штучно-калькуляционное время выполнения заготовительной операции, мин.

Примерные значения приведенных затрат Сп.з приведены в учебном пособии .

Штучное или штучно-калькуляционное время tшт(шт.-к) рассчитывается по формуле

,

где Lрез – длина резания при разрезании проката на штучные заготовки (может быть принята равной диаметру проката Lpeз = D), мм;

у – величина врезания и перебега (при разрезании дисковой пилой у = 6…8 мм);

Sм – минутная подача при разрезании (Sм = 50…80 мм/мин);

φ – коэффициент, показывающий долю вспомогательного времени в штучном (φ= 1,84 для мелко- и среднесерийного производства; φ = 1,5 для крупносерийного и массового производства).

Расчет стоимости заготовок полученных литьем или штамповкой выполняется по формуле

, (3.6)

где Сi – базовая стоимость 1 т заготовок, р;

Q – масса заготовки, кг;

КТ – коэффициент, зависящий от класса точности;

Кс – коэффициент, зависящий от степени сложности;

Кв – коэффициент, зависящий от массы заготовки;

Км – коэффициент, зависящий от марки материала;

Кn – коэффициент, зависящий от объема выпуска заготовок.

Перед расчетом стоимости заготовки по формулам (3.5, 3.6) вычерчивается ее эскиз, назначаются припуски, устанавливаются размеры, по которым рассчитывается объем и масса заготовки Q.

Для штампованных заготовок по ГОСТ 7505–89 устанавливаются:

— группа материала – М;

— класс точности – Т;

— степень сложности – С;

— исходный индекс.

По исходному индексу в том же стандарте определяются припуски на обрабатываемые поверхности и предельные отклонения размеров заготовки.

Параметры литых заготовок определяется по ГОСТ 26645–85. Заканчивается этот раздел расчетом экономического эффекта

,

где S1 и S2 – стоимость заготовки по базовому и проектируемому вариантам соответственно;

N – годовой объем выпуска деталей.

Оставьте комментарий