Овчаренко Надежда Александровна

3) установление минимальных норм обязательных резервов

4) обеспечение необходимой степени ликвидности банковской системы

Задание№47

Фундаментом бесплатной формы приватизации является метод…

1) аренды с правом выкупа

2) ваучерной приватизации

3) приватизации через именные счета

4) тендера

Задание№48

Выделите рынок по классификационному признаку «субъект».

1) рынок рабочей силы

2) рынок информации

3) рынок покупателей

4) рынок капитала

Задание№49

Конкуренция развивается…

1) только среди продавцов

2) только среди покупателей

3) как среди продавцов, так и среди покупателей

4) между продавцом и покупателем

Задание№50

Затраты, обеспечивающие полный контроль над объектами капиталовложений вследствие полной собственности на затраченный капитал, а также обладание контрольным пакетом акций, называются________инвестициями.

1) автономными

2) прямыми

3) фиктивными

4) чистыми

Задание№51

Основой процесса формирования конкурентной среды не является…

1) содействие развитию рыночной инфраструктуры

2) устранение барьеров вхождения в отрасль

3) либерализация внешнеэкономической деятельности

4) переход от рынка покупателя к рынку продавца

Задание№52

Человеческая деятельность, в процессе которой ресурсы превращаются в товары и услуги, называется …

1) потреблением

2) распределением

3) обменом

4) производством

Задание№53

Если величина предложения увеличивается со 120 до 160 штук при приросте цены с 4 до 10 ден. ед., то дуговая эластичность предложения равна…

1)3

2)1/3

3)0

4)1

Задание№54

Фазе экономического кризиса, сопровождающегося стагфляцией, соответствует…

1) сокращение объема выплат пособий по безработице

2) рост курса акций

3) рост уровня цен

4) падение процентной ставки

Задание№55

Дана кривая производственных возможностей экономики.

При производстве 10 ед. товара А и 6 ед. товара В объем выпуска товаров А и В может быть увеличен соответственно…

1) товара А до 20 ед. и товаров В до 12 ед.

2) товара А до 20 ед. и товаров В до 8 ед.

3) товара А до 15 ед. , при 6 ед.

товара В

4) товара А до 15 ед., при 8 ед. товара В

Задание№56

Условием превращения общественного блага в частный товар является…

1) принятие коллективного договора о пользовании данным благом

2) только установление очереди среди потребителей данного блага

3) устранение условий свободного доступа к благу и установление платы за его использование

4) установление платы за пользование благом

Задание№57

Если увеличение располагаемых доходов домохозяйств с 200 до 220 млрд. ден. ед. сопровождалось увеличением потребительских расходов на 15 млрд. ден. ед., то предельная склонность к сбережению равна…

1)0,25

2)0,75

3)1

4)0,5

Задание№58

Если состояние экономики характеризуется кейнсианским отрезком кривой совокупного предложения, то желательно…

1) стимулировать совокупный спрос

2) снижать уровень цен

3) ограничивать совокупный спрос

4) повышать уровень цен

Задание№59

Приобретение акций предприятий в размерах, не обеспечивающих права собственности или контроля над ними, называется ___________инвестициями.

1) портфельными

2) валовыми частными внутренними

3) автономными

4) чистыми частными внутренними

Задание№60

Если в краткосрочном периоде фирма производит 500 ед. продукции при средних переменных издержках равных AVC = 2 руб. и средних постоянных АРС = 0,5 руб, то общие издержки составляют__рублей.

Индивидуальные предприниматели • Розничная торговля • ИП Овчаренко Надежда Александровна

Самой управляемой программой массовой приватизации считается _________ модель.

<ОТВЕТ Верно=Да>польская

// ЗАДАНИЕ №1151

Наиболее масштабная программа приватизации по охвату государственных основных фондов и населения прошла:

<ОТВЕТ Верно=Да>в России

// ЗАДАНИЕ №1152

Существенное отличие приватизации в Российской Федерации по сравнению с приватизацией в западных странах с рыночной экономикой проявляется:

<ОТВЕТ Верно=Да>в потребности формирования слоя частных собственников-предпринимателей и создания конкурентной рыночной среды

// ЗАДАНИЕ №1153

Российская программа массовой приватизации предусматривала завершение в течение:

<ОТВЕТ Верно=Да>трёх лет

// ЗАДАНИЕ №1154

Фактором, обусловившим необходимость перехода от командной к рыночной экономике в России, не является:

<ОТВЕТ Верно=Да>колоссальный рост цен на товары «народного потребления»

// ЗАДАНИЕ №1155

К основным направлениям реформирования экономики в переходный период в России не относится:

<ОТВЕТ Верно=Да>национализация

// ЗАДАНИЕ №1156

Ключевой проблемой России при переходе к рыночной экономике не является:

<ОТВЕТ Верно=Да>бюджетный профицит

// ЗАДАНИЕ №1157

Разгосударствление не может осуществляться по такому направлению как:

<ОТВЕТ Верно=Да>возложение на государство дополнительных функций хозяйственного управления

<ОТВЕТ Верно=Нет>признание каждого работника и трудового коллектива равноправными участниками присвоения

// ЗАДАНИЕ №1158

Разгосударствление направлено на:

<ОТВЕТ Верно=Да>преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства

// ЗАДАНИЕ №1159

К формам приватизации не относится:

<ОТВЕТ Верно=Да>государственная

// ЗАДАНИЕ №1160

Приватизационные документы в Российской Федерации были в форме:

<ОТВЕТ Верно=Да>документа на предъявителя

// ЗАДАНИЕ №1161

Экономическую систему современной России можно охарактеризовать как:

<ОТВЕТ Верно=Да>переходную

// ЗАДАНИЕ №1162

Процесс перехода к рынку российской экономики сопровождался снижением относительных цен в одних отраслях промышленности (машиностроении, пищевой, легкой) и ростом относительных цен на продукцию других отраслей (топливной, энергетики, нефтехимии).

Это было непосредственным следствием:

<ОТВЕТ Верно=Да>изменения способа хозяйственной координации

// ЗАДАНИЕ №1163

Целью приватизации является:

<ОТВЕТ Верно=Да>повышение эффективности общественного производства

// ЗАДАНИЕ №1164

Основной целью приватизации является:

<ОТВЕТ Верно=Да>установление института собственности и формирование класса собственников

// ЗАДАНИЕ №1165

Основным инструментом приватизации в Российской экономике был:

<ОТВЕТ Верно=Да>ваучер

// ЗАДАНИЕ №1166

Первый этап приватизации в России осуществляется:

<ОТВЕТ Верно=Да>с помощью ваучеров

// ЗАДАНИЕ №1167

<ЗАДАНИЕ Тип=ОдинПрав Балл=1>Основой процесса формирования конкурентной среды не является:

<ОТВЕТ Верно=Да>переход от рынка покупателя к рынку продавца

<ОТВЕТ Верно=Нет>устранение барьеров вхождения в отрасль

<ОТВЕТ Верно=Нет>содействие развитию рыночной инфраструктуры

<ОТВЕТ Верно=Нет>либерализация внешнеэкономической деятельности

// ЗАДАНИЕ №1168

<ЗАДАНИЕ Тип=ОдинПрав Балл=1>В Российской Федерации преимущественное развитие получило направление антимонопольной политики, связанное:

<ОТВЕТ Верно=Да>с регулированием прав собственности и препятствующее появлению новых монополий

// ЗАДАНИЕ №1169

Контроль за монопольными ценами не предполагает:

<ОТВЕТ Верно=Да>получения специальных лицензий

// ЗАДАНИЕ №1170

Наиболее развитые формы антимонопольное регулирование в России приняло на:

<ОТВЕТ Верно=Да>товарном рынке

// ЗАДАНИЕ №1171

В функции антимонопольных органов в России не входит:

<ОТВЕТ Верно=Да>регулирование валютного рынка

// ЗАДАНИЕ №1172

По международным стандартам монополистом не считается:

<ОТВЕТ Верно=Да>рыночная структура, занимающая 25% рынка одной отрасли

// ЗАДАНИЕ №1173

Трансформационный период в экономике, как правило, сопровождается:

<ОТВЕТ Верно=Да>бюджетным кризисом

// ЗАДАНИЕ №1174

Одним из базовых условий формирования конкурентной среды считается:

<ОТВЕТ Верно=Да>развитие инфраструктуры рынка

// ЗАДАНИЕ №1175

Контроль за объединением и слиянием крупных корпораций в России осуществляется:

<ОТВЕТ Верно=Да>Антимонопольным комитетом

// ЗАДАНИЕ №1176

Одним из элементов государственного контроля за монопольными ценами является:

<ОТВЕТ Верно=Да>регламентирование предельных уровней рентабельности

<ОТВЕТ Верно=Нет>установление минимального уровня цен

// ЗАДАНИЕ №1177

Развитие механизма мобильности ресурсов возможно за счет:

<ОТВЕТ Верно=Да>формирования информационного рынка

// ЗАДАНИЕ №1178

Приватизация является:

<ОТВЕТ Верно=Да>источником дохода государственного бюджета

<ОТВЕТ Верно=Да>формой разгосударствления

// ЗАДАНИЕ №1179

Какая черта отвечает задачам реформирования российского государства при переходе к рыночной экономике:

<ОТВЕТ Верно=Да>регулирование рынка рабочей силы

<ОТВЕТ Верно=Да>обеспечение государством оптимального хода реформ

// ЗАДАНИЕ №1180

Если экономика работает эффективно, то на графике производственных возможностей об этом будет свидетельствовать комбинация благ, которая отмечена:

<ОТВЕТ Верно=Да>точкой, лежащей на кривой производственных возможностей

// ЗАДАНИЕ №1181

Парето-эффективным называется такое распределение, при котором:

<ОТВЕТ Верно=Да>невозможно улучшение благосостояния одного экономического агента без ухудшения положения другого

// ЗАДАНИЕ №1182

Критерий эффективности распределения по Парето:

<ОТВЕТ Верно=Да>предполагает экономически эффективное распределение

// ЗАДАНИЕ №1183

Экономика эффективна, если в ней достигнуты:

<ОТВЕТ Верно=Да>улучшение удовлетворения потребностей за счет экономного использования всех ресурсов

<ОТВЕТ Верно=Да>в отсутствии стимулов к производству товаров и услуг коллективного пользования

// ЗАДАНИЕ №1184

Провалы рынка не связаны:

<ОТВЕТ Верно=Да>с действием условий совершенной конкуренции

// ЗАДАНИЕ №1185

Причиной, порождающей внешние эффекты, является:

<ОТВЕТ Верно=Да>отсутствие установленных прав собственности

// ЗАДАНИЕ №1186

Внешние эффекты возникают, потому что:

<ОТВЕТ Верно=Да>рыночные цены не отражают издержки и выгоды третьих лиц

// ЗАДАНИЕ №1187

Отрицательный внешний эффект проявляется в:

<ОТВЕТ Верно=Да>снижении эффективности распределения ресурсов

// ЗАДАНИЕ №1188

Если при производстве или потреблении блага имеет место отрицательный эффект, то это является основанием для вывода о том, что:

<ОТВЕТ Верно=Да>благо продается по заниженным ценам

// ЗАДАНИЕ №1189

В разных странах государство предоставляет на бесплатной основе разный объем услуг образования (начальное, среднее, высшее).

Это является следствием:

<ОТВЕТ Верно=Да>различий в уровне возникающих положительных внешних эффектов

<ОТВЕТ Верно=Нет>различий в степени притязаний населения

<ОТВЕТ Верно=Нет>классовой борьбы

<ОТВЕТ Верно=Нет>притязаний страны на мировое лидерство

<ОТВЕТ Верно=Нет>стремления фирм к экономии средств на подготовке работников

// ЗАДАНИЕ №1190

<ЗАДАНИЕ Тип=ОдинПрав Балл=1>Общественные издержки производства блага отличаются от частных издержек производства тем, что последние:

<ОТВЕТ Верно=Да>учитывают только часть действительных издержек производства блага

<ОТВЕТ Верно=Нет>формируются без учета общественной значимости блага

<ОТВЕТ Верно=Нет>не включают в свою структуру нормальную прибыль

<ОТВЕТ Верно=Нет>превышают по величине равновесную рыночную цену

// ЗАДАНИЕ №1191

В случае с отрицательным внешним эффектом потери эффективности связаны с тем, что:

<ОТВЕТ Верно=Да>имеет место перепроизводство блага

// ЗАДАНИЕ №1192

В случае с положительным внешним эффектом потери эффективности связаны с тем, что:

<ОТВЕТ Верно=Да>имеет место недопроизводство блага

// ЗАДАНИЕ №1193

Если государство введет корректирующий налог на продукт, производство которого связано с отрицательными внешними эффектами, то закономерным следствием этого станет:

<ОТВЕТ Верно=Да>сокращение объема рыночного предложения продукта

// ЗАДАНИЕ №1194

Регулирование положительных внешних эффектов связано с:

<ОТВЕТ Верно=Да>обеспечением объема потребления блага, соответствующего уровню общественных предельных выгод

// ЗАДАНИЕ №1195

Наличие внешних эффектов приводит к таким негативным последствиям как:

<ОТВЕТ Верно=Да>неэффективность распределения ресурсов

// ЗАДАНИЕ №1196

Если общество будет игнорировать воздействие внешних эффектов, то при прочих равных условиях следствием этого будет:

<ОТВЕТ Верно=Да>снижение благосостояния общества

// ЗАДАНИЕ №1197

Особым свойством общественных благ является:

<ОТВЕТ Верно=Да>»неисключаемость» из потребления

// ЗАДАНИЕ №1198

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 389 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2019 год. (0.025 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Способы создания конкурентной среды

Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и за лучшие результаты деятельности, то есть борьба за достижение более высокой прибыли.

Основными способами создания конкурентной среды являются следующие:

1. Увеличение числа организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящих однородную продукцию или оказывающие услуги. Чем больше предприятий предлагают однородные товары и услуги, тем больше они стремятся привлечь клиентов и для этого улучшают качество, снижают издержки и взимаемые тарифы. Это достигается за счет технического совершенствования производства, сокращения излишних затрат.

2. Поддержка малого и среднего предпринимательства (высокая степень гибкости, оперативность реагирования, на изменение спроса, давление на крупные фирмы – это характерно для них) благодаря малому и среднему предпринимательству крупные фирмы вынуждены постоянно ориентироваться на запросы населения.

3. Общественное сравнение качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями (смотры, конкурсы, выставки, объективное сопоставление характеристик, публикация сравнительной информации способствуют этому) большую работу по сравнению товаров должны проводить при поддержке государственных органов союзы защиты интересов потребителей, торговые палаты и другие организации.

4. Система пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Основным критерием оценки в этой системе должна стать степень удовлетворения производителем запросов потребителей.

Наряду с перечисленными основными способами создания конкурентной среды, каждое предприятие или организация должны строить свою работу таким образом, чтобы в их деятельность был создан дух соперничества, конкуренции между своими контрагентами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.94 г. № 191 (в редакции от 04.09.95 г. № 880) утверждена государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Однако в нем основной упор сделан на демонополизацию, а вопросы развития конкуренции изложены декларативно.

Для развития конкуренции в программе предусмотрено: устранение различных препятствий; снижение финансовых и организационных барьеров; разукрупнение предприятий; увеличение количества и объемов поставок из различных регионов; широкое информирование покупателей о ценах; предоставление льгот на период становления предприятия.

К сожалению, данная программа не содержит конкретных действий по ее выполнению, финансово не обеспечена, поэтому и реализация ее идет медленно.

Правовая защита конкуренции

На защиту конкуренции направлено антимонопольное законодательство, которое в нашей стране представлено как общими и специальными законами, так и множеством подзаконных актов.

Прежде всего, обращает на себя внимание ст. 8 Конституции РФ, из которой следует, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Государство, его органы и их должностные лица обязаны создать и поддерживать такое единство экономического пространства, создавать и поддерживать конкуренцию.

Несколько важных антимонопольных норм содержится в ГК РФ (п.1 ст. 10). Так, в соответствии с ГК законодатель, с одной стороны, определяет что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, а, с другой, — устанавливает необходимые ограничения этой свободы, в частности, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление на рынке.

В развитии норм приняты несколько специальных законов Российской Федерации:

· 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

· 18 июня 1995 года «О рекламе»;

· 19 июля 1995 года «О естественных монополиях»;

· 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей».

Первые три закона направлены на создание условий для реализации Закона «О защите прав потребителей», так как обеспечение прав потребителей возможно только в условиях конкурентной рыночной среды.

Таким образом, разумное ограничение свободы предпринимательства необходимо не только в целях обеспечения конкуренции, но и в целях обеспечения прав потребителей.

Основополагающим антимонопольным законом является Закон о конкуренции, который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарного рынка.

Можно выделить основные группы мер по защите конкуренции:

1 группа – Объявление запрещенными или недействительными достигнутых соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Законом о конкуренции запрещается и признается недопустимым достижение соглашения потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 %, направленных на установление цен, наценок; раздел рынка по территориальному принципу по объему продаж, ассортименту или по кругу продавцов и покупателей ограничение доступа на рынок либо отказ от заключения договоров с определенным продавцом или покупателем.

2 группа — Запрет принятия актов к совершению органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Требуются сейчас меры по защите конкуренции на самом низовом уровне производства и торговли.

Уголовным кодексом Российской Федерации введена уголовная ответственность за незаконное повышение или поддержание цен (ст.178 УК РФ ). Однако по этой статье пока еще не был привлечен к ответственности ни один человек (а это с 1993 года)

3 группа – Меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией. Они названы в Законе «О конкуренции…». Это такие меры, как:

· введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств;

· некорректное сравнение товара в рекламе;

· копирование из них товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара

· распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

4 группа – Демонополизация экономики. В соответствии с Законом о конкуренции создан федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы на местах, которые могут давать предприятиям предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. При неисполнении их, на виновных могут налагаться административные меры в виде штрафов:

· на юридических лиц – от 1000 до 2500 МРОТ;

· на руководителей и должностных лиц – от 80 до 200 МРОТ

4.6. Меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией

По Закону «О конкуренции…» ст.4, недобросовестная конкуренция – это любые действия предпринимателей, направленные на приобретение преимуществ, и противоречащие положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и могущие причинить или причиняющие убытки другим предпринимателям, либо наносящие ущерб их деловой репутации.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений ее различными органами и соглашениями необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Основными способами недобросовестного ведения конкуренции являются следующие (по ст.10 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»):

· введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, изготовителя;

· некорректное сравнение товаров в рекламе;

· копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара;

· использование коммерческой информации без согласия ее владельца;

· распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

Важной мерой по развитию конкуренции является демонополизация экономики. Закон «О конкуренции…» во многом копировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено антимонополистическим мерам, а не формированию конкурентной среды. Между тем в России первоочередной задачей было и остается именно создание и задействование конкурентных механизмов. В результате этого закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.

В соответствии с законом о конкуренции был образован федеративный антимонопольный орган. Федеративный антимонопольный орган вправе прекращать нарушения антимонопольного законодательства.

Этот орган состоит из Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике, поддержке предпринимательства и его территориальных органов. Задачи этих органов:

· первентивная, состоящая в предварительном и текущем контроле деятельности предприятий и организаций

· репрессивная, состоящая в привлечении к ответственности, применения санкций к виновным в нарушении антимонопольного законодательства

· созидательная, состоящая в содействии малого бизнеса.

Также в ведение антимонопольных органов переданы вопросы контроля за добросовестностью рекламы и защиты прав потребителей. На антимонопольные органы возложены следующие полномочия:

· выдача предписаний предприятиям и предпринимателям, органам власти и управления о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;

· наложение административных взысканий в виде штрафа;

· обращение в суд или в арбитражный суд с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

Но деятельность федеративного антимонопольного органа и его территориальных звеньев пока не оказывает заметного влияния на состояние конкуренции в экономике и соблюдение законодательства о конкуренции.

Оставьте комментарий