Организационная структура вуза

Функциональную организационную структуру иногда называют традиционной или классической. Она организована по принципу деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности.

В концепции бюрократии, первоначально сформулированной немецким ученым Вебером, присуща иерархическая структура с высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и процедур, норм поведения персонала и подбором кадров по их деловым н профессиональным качествам.

В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем задачам, которые он выполняет. Такая структура наиболее эффективна, когда глубина профессиональных навыков персонала имеет решающее значение для выполнения задач организации, когда требуется контролировать и координировать деятельность организаций посредством иерархических связей.

В традиционной структуре акцент делается на вертикальных коммуникациях и контроле. Поэтому традиционный университет называют еще вертикальным университетом с бюрократической организацией, где дисциплины предлагаются и преподаются через традиционные подразделения — кафедры.

Каждая кафедра несет ответственность за предмет, цикл дисциплин или специальность. Научные исследования являются результатом индивидуальной работы или работы небольших групп.

Факультеты могут выполнять свои функции абсолютно независимо друг от друга. Одна из сильных сторон функциональной структуры — то, что она дает большую экономию внутри одной функции.

Эта структура хорошо работает, если нет необходимости в очень строгой горизонтальной координации. При функциональном подходе структура организации от верха до се основания объединяется по виду деятельности.

Главный недостаток такой структуры — ее замедленная реакция и перемены в окружающей среде, требующие дополнительной координации деятельности подразделений. Линии вертикальных связей перегружены, все проблемы передаются наверх ректору. Другое неудобство функциональной структуры заключается в том, что она затрудняет инновации, т.к. координация слаба, и каждый работник имеет достаточно ограниченную ответственность и возможность решения проблем.

Слабые и сильные стороны функциональной структуры организации приведены в таблице 1.

Таблица 1. Слабые и сильные стороны функциональной структуры

Сильные стороны

  1. Экономия в масштабах внутри одного функционального подразделения
  2. Позволяет работникам профессионально развиваться и совершенствовать свои навыки
  3. Способствует выполнению функциональных задач организации
  4. Хорошо работает, когда ведется подготовка по небольшому числу специальностей

Слабые стороны

  1. Замедленная реакция на изменения в окружающей среде
  2. Может привести к тому, что все проблемы начинают отправлять на верхние уровни иерархии, вертикальные связи перегружены
  3. Слабая горизонтальная координация между подразделениями
  4. Затрудняет инновации
  5. Ограниченное видение сотрудниками целей организации

В качестве примеров традиционных университетов можно рассматривать структуры казахстанских вузов, на рисунках 1 и 2 приведены структуры управления Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауезова и Карагандинского государственного технического университета. Однако, на уровне факультетов управление можно рассматривать не как жестко вертикальное, а по матричной схеме.


Рис. 1. Организационная структура ЮКГУ им. М. Ауезова

Рис. 2. Организационная структура КарГТУ

Экономическая служба предприятия.

Основной целью экономической службы является обеспечение экономического управления предприятием.

Состав, наименование подразделений экономической службы и их функции устанавливаются каждым предприятием самостоятельно. Единственным структурным подразделением этой службы, существование которого является обязательным, а функции регламентируются общегосударственными нормативными актами, является бухгалтерия.

В состав экономической службы производственного предприятия, как правило, включаются следующие структурные подразделения (Рисунок 3.1):

1) бухгалтерия,

2) финансовый отдел,

3) отдел экономических задач,

4) отдел персонала.

Рисунок 3.1 – Рекомендуемая организационная структура финансово-экономической службы промышленного предприятия

Работникам плановых служб приходится решать самые разнообразные задачи: ставить и координировать кратко- и долгосрочные цели предприятия; определять приоритеты между увеличением своей доли рынка, или повышением эффективности вложенного капитала; если речь идет о рентабельности вложенного капитала, устанавливать направления инвестирования новых средств (в повышение рентабельности действующего производства или в производство новых видов продукции).

Структура плановой работы на предприятии зависит от различных параметров предприятия. Именно наличие этих параметров, оказывает непосредственное влияние на организацию процесса планирования. Можно выделить наиболее существенные из них:

· степень специализации производства, характеризующаяся удельным весом основной продукции в общем объеме производства;

· степень массовости производства, определяемая количеством изготовляемой однотипной продукции;

· организационно-правовая форма субъекта хозяйствования;

· теснота связи отдельных производственных единиц, включенных в состав субъекта хозяйствования;

· размеры субъекта хозяйствования и его производственных единиц, зависящие от объема производства, численности работников, стоимости основных производственных фондов;

· структура субъекта хозяйствования: состав производственных единиц и структурных подразделений, соотношение между ними по масштабам производства;

· внешние производственно-хозяйственные связи;

· количество поставщиков и потребителей, номенклатура покупаемых материально-технических ресурсов и реализуемой продукции;

· состав и структура кадров и материально-технической базы организации;

· развитие научно-технического прогресса и инновационная политика предприятия;

· уровень качества, конкурентоспособность продукции;

· эффективность использования ресурсов;

· принятые методы организации производства, труда и управления.

Существуют три принципиальные схемы организации планирования на предприятии:

1) планирование «снизу вверх» (децентрализованное) осуществляется в направлении от подразделений предприятия к его высшему руководству.

2) планирование «сверху вниз» (централизованное) осуществляется в направлении от руководства предприятия и централизованной плановой службы к подразделениям предприятия.

3) планирование по принципу «встречных потоков» (интерактивное планирование или планирование во взаимодействии): идеи формулируется в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановым отделом и оперативными подразделениями. Если планирование ведется в двух временных разрезах, то долгосрочные стратегические планы разрабатываются главным образом на уровне предприятия, а среднесрочные – на уровне оперативных подразделений.

Последняя схема является более рациональной, т.к. сочетает сильные стороны и нивелирует недостатки двух предыдущих схем.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 2468 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Основные функции управления вузом

При определении концептуальных основ высшего учебного заведения руководствуются следующими характеристиками и критериями:

— на какой вид деятельности в первую очередь ориентирован вуз;

— как вуз воспринимается (и идентифицируется) государством и широкой общественностью (обществом); и каким образом это отражается на его финансировании государством и частными структурами.

Система основных функций высшего учебного заведения, позволяет объективно отразить базовые функциональные направления деятельности вуза. Эта классификация включает в себя следующие виды функций: учебную (образовательную); экономическую; научно-квалификационную; научно-исследовательскую; интеллектуальную; дополнительного и непрерывного образования; культурную; «ресурсно-стратегическую».

Под учебной функцией понимается организация учебного процесса и подготовка студентов по соответствующим программам и направлениям.

Экономическая функция заключается в подготовке специалистов для конкретных областей национальной и региональной экономики.

В рамках научно-квалификационной функции осуществляется профессиональный рост профессорско-преподавательского состава, ведется подготовка аспирантов (докторантов), издаются научные работы и публикации.

Научно-исследовательская функция подразумевает осуществление научных исследований, выходящих за рамки квалификационных работ и актуальных для всего научного и образовательного сообщества, имеющих значение для национальной и мировой науки как таковой. В некоторых случаях разделение научно-исследовательской и научной функций является достаточно условным, но в основном это разделение содержательно обосновано.

Суть интеллектуальной функции состоит в повышении интеллектуального уровня общества (местного сообщества).

Эта функция отчасти связана с характеризуемой ниже функцией дополнительного и непрерывного образования, но подразумевает более широкую область охвата.


Функция дополнительного и непрерывного образования реализуется путем организации систематических программ повышения квалификации региональных специалистов; проблемных и практических семинаров в тех или иных областях; специальных учебных курсов, направленных на постоянное приближение новейших теоретических и практических разработок к заинтересованным специалистам, работающим в регионе.

Культурная функция заключается в повышении уровня общей культуры как конкретных выпускников вуза, так и всего общества (местного сообщества) в целом.

Под так называемой «ресурсно-стратегической» функцией следует понимать роль вуза в формировании «стратегического национального запаса» первоклассных специалистов, т. е. в формировании национальной (региональной) научной и интеллектуальной элиты.

Типы управления

Типы систем управления: государственное, гражданское и муниципальное. Они характеризуются разным соотношением управленческих функций: одна из сложных функций является доминирующей, а другие – обслуживающими по отношению к ней. Так, в гражданских организациях центральной являются функция целеполагания, особенно его количественного аспекта.

В государственном управлении главной является функция регламентации, а объектом управления, как правило, — однородная деятельность управляемых субъектов, выделяемая по разным основаниям. В качестве такого основания может выступать однородная непрофессиональная деятельность.

Государственное управление посредством регламентирования связано с созданием системы норм и контроля над их исполнением. Объектом такого управления выступает деятельность множества разнородных групп, которые находятся на одной территории. Объединить деятельность этих групп одним целевым проектом невозможно, поскольку каждая из них реализует какой-то один или несколько видов деятельности. Вследствие этого главным средством управления выступают нормы, правила, которые объединяют людей, живущих на данной территории, поэтому такую общность можно назвать нормативной. Сами нормы могут быть разными: это и государственные законы, и традиции, и обычаи. Управление через регламентирование может осуществляться на разных уровнях: как на межгосударственном, так и государственном.

Муниципальное управлениеимеет черты как государственного, так и гражданского, т.е. является смешанным. В муниципальном управлении, как и в государственном, присутствует функция регламентации непрофессиональной деятельности граждан, например порядок избрания муниципальных органов, виды и размеры местных налогов. Однако важной является и функция целеполагания, посредством которой организуются действия по оказанию коммунальных услуг населению.

Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Сходство и различия муницип. управл. и госуд. упр: 1) муниципальный орган не создает законов, это полномочие государственных законодательных органов; 2) государство управляет гражданами (через законы), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т.д.). Сказанное можно подкрепить указанием на характер полномочий представительного органа местного самоуправления.

— выборный представительный орган местного самоуправления:

– утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;

– устанавливает местные налоги и сборы;

– утверждает программы развития соответствующих территорий;

– принимает положение (устав) о местном самоуправлении;

– осуществляет контроль над деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Организационная структура ИФНС

. Аналитический отдел. Главными задачами аналитического отдела являются: организация учета и контроль за поступлением налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации, систематизация имеющейся в налоговых органах информации и перспективное прогнозирование, анализ эффективности деятельности налоговой системы области в целом и внутриведомственный аудит, направленный на повышение эффективности функционирования всей налоговой системы области.

. Отдел урегулирования задолженности. Данный отдел осуществляет мониторинг состояния, структуры, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также эффективности мер по ее урегулированию, а также направляет требования об уплате налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

. Отдел информационных технологий обеспечивает работоспособность аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения общего применения, проводит консультирование пользователей прикладных программных средств общего применения. Осуществляет администрирование сетевых ресурсов и обеспечение резервного копирования баз данных и программных средств.

. Отдел выездных проверок №1-4. Данные отделы осуществляют планирование и предпроверочную подготовку выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Осуществляют проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов в бюджетную систему Российской Федерации, налоговых агентов, оформляют результаты выездных налоговых проверок. Отделы выездных проверок тесно сотрудничают с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела. Также осуществляют передачу отделу урегулирования задолженности имеющейся информации о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, состоящих на учете в данном налоговом органе, по которым налоговым органом вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств либо о приостановлении операций. Проводят информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков — юридических лиц.

. Отдел камеральных проверок №1-5. Основными задачами отдела камеральных проверок являются: мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов основных налогоплательщиков инспекции, с учетом анализа косвенной информации из внутренних и внешних источников, проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов прочих налогоплательщиков. В компетенцию данного отдела входит камеральная налоговая проверка деклараций о доходах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, детективов, охранников и других лиц, в т.ч. сдающих имущество в аренду; проведение камеральной налоговой проверки правомерности возмещения входного НДС; проведение камеральной проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС. Данный отдел осуществляет проведение камерального анализа налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов и принятие мер к налогоплательщикам, не представившим налоговые декларации в установленный срок.

. Отдел оперативного контроля. Главными задачами данного отдела являются: обеспечение контроля за производством, оборотом нефтепродуктов, обеспечение контроля за производством, оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, обеспечение контроля за производством, оборотом табачной продукции а также администрирование деятельности акцизных складов. Отдел оперативного контроля проводит контроль своевременности исполнения банками, состоящими на учете в налоговом органе, поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов, участвует в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков а также формирует отчетность по предмету деятельности отдела.

. Отдел кадров и безопасности. Кадровая работа в Инспекции ФНС России по Белгородской области направлена на выполнение Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Работа сотрудников этого отдела является очень важной и требует большой ответственности, так как связана с правильностью применения статей Трудового Кодекса РФ и Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» в отношении работников ИФНС России по городу Белгороду.

Перейти на страницу:
12 3

Задачи финансовой службы

В основные задачи финансовой службы входит:

  • управление активами, проведение платежей и сбор средств;
  • финансовое прогнозирование и бюджетирование, контроль над исполнением финансовых планов;
  • ведение всех видов учета;
  • формирование внутренней (управленческой) отчетности;
  • подготовка внешней (бухгалтерской, налоговой) отчетности.

То есть под контролем финслужбы находится оплата счетов, выплата зарплат и стипендий. Ее сотрудники занимаются подготовкой отчетов об исполнении смет доходов и расходов, разработкой финансовых планов, анализируют планы инвестиций, проводят работу по привлечению негосударственных источников финансирования и грантов. Кроме того, специалисты службы должны отслеживать, соответствуют ли финансовые операции и внешняя отчетность нормам действующего законодательства.

Деятельность финансовой службы образовательного учреждения имеет свою специфику. Во-первых, поступления из внебюджетных источников финансирования очень неравномерны, что требует повышенного внимания при организации бюджетирования. Во-вторых, из-за наличия нескольких центров прибыли (факультетов) и многочисленных центров затрат (кафедр и подразделений НИЧ) необходим высокий уровень управленческого учета. А ведь при этом обязательно еще вести раздельный учет расходов, финансируемых за счет бюджетов различных уровней, и расходов от ведения платной образовательной деятельности. Часто в учебном заведении суммы, поступившие на оплату обучения, делятся на централизованные внебюджетные средства и внебюджетные средства образовательных подразделений. В этом случае нужно вести бухгалтерский и управленческий учет, принимая во внимание такое разделение. Финансовая служба должна на регулярной основе, а также по отдельным запросам предоставлять руководителям подразделений их «бюджетную позицию» — справку о фактическом выполнении доходных частей бюджета и смет расходов в разрезе бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

Очень важна работа по сбору платы за обучение. Обычно она поступает два раза в год, до начала семестра. Финансовая служба совместно с учебно-методическим управлением разрабатывает положение о платных образовательных услугах, в котором детально прописывает процедуру сбора платы, рассматривает предельные сроки задолженности, возможности получения скидок и отсрочек.

Другой важный участок организации управленческого учета — обеспечение руководства необходимой информацией, в том числе различными прогнозами. Для этого необходимо располагать данными по структуре себестоимости доходной части бюджета. Это позволит давать, например, прогнозы о том, что «если вместо 30 студентов определенной специальности будет принято 40 студентов, плата за электроэнергию возрастет на 15 процентов».

Принципы подготовки оптимальной структуры финансовой службы

Структура финансовой службы образовательного учреждения должна отвечать целому ряду требований.

Во-первых, функции ее подразделений не должны дублироваться. Это позволит оперативно обрабатывать информацию и сократить время на ее проверку. Кроме того, необходимо правильно распределить полномочия и ответственность: каждый отвечает за собственный участок. Создание на факультетах «мини-бухгалтерий» в большинстве случаев оказывается экономически неоправданным. Например, используя современные компьютерные программы кадровой службы и расчета заработной платы, один работник централизованной бухгалтерии может начислить зарплату нескольким сотням преподавателей и работникам обслуживающего персонала, а также стипендию студентам <*>, подготовив при этом все необходимые платежные документы. Причем сделает при этом меньше ошибок, чем несколько расчетчиков в отдельных подразделениях.

<*> Описание программ, предназначенных для расчета стипендий, см. в рубрике «Автоматизация» на с. 76.

Во-вторых, во внутренней документации должны быть четко прописаны учетные и отчетные процедуры. Их основное назначение — установить правила ведения учетов, сроки подготовки управленческих отчетов и ответственных за них. Должны быть указаны и варианты замещения ответственных сотрудников.

В-третьих, очень важно ограничить количество прямых подчиненных. Прямой выход на руководителя более чем 6 — 7 его сотрудников — повод для организации дополнительных подразделений.

В-четвертых, необходимо предусмотреть оперативное взаимодействие финансовой службы с другими подразделениями компании. При подготовке многих документов и отчетов не обойтись без полной информации по вузам. Например, учебно-методическое управление располагает данными о количестве студентов и расписании работы преподавателей. Все подразделения ведут табели учета рабочего времени. Эти и многие другие проблемы можно решить, разработав внутреннее Положение о взаимодействии подразделений по представлению необходимой информации в финансовый отдел.

Наконец, очень важно обеспечить полноту выполнения задач финансовым отделом. Например, сбор платы за обучение не рекомендуется доверять деканатам факультетов. Оптимальным будет оприходование полученных средств в централизованной бухгалтерии, где данные заносят в систему учета без промедления.

Анализ и практическая разработка структуры финансовой службы

В числе первых надо решить вопрос о подчинении главного бухгалтера. Действующие нормативные документы по организации бухгалтерского учета направлены на подотчетность главного бухгалтера непосредственно первому лицу учреждения. В то же время неподконтрольность главного бухгалтера финансовому директору может привести к созданию в отделе двух «центров власти» с соответствующим снижением управляемости. Возможно два варианта действий. Первый — передать проректору по экономике право второй подписи на финансовых документах с сохранением в штатном расписании руководителя бухгалтерского отдела, ответственного за подготовку бухгалтерской и налоговой отчетности. При этом проректор по экономике несет полную административную и уголовную ответственность за подготовку внешней отчетности и за сохранность денежных средств. А ответственность руководителя бухгалтерского отдела, не имеющего права первой подписи, реализуется лишь в рамках трудового контракта.

Второй вариант — подчинить главного бухгалтера ректору в вопросах налоговой и бухгалтерской отчетности, а проректору по экономике — во всем, что касается подготовки и представления внутренней отчетности. На наш взгляд, такой вариант предпочтительнее.

Все остальные отделы финансовой службы должны быть подчинены непосредственно проректору по экономике.

Рассмотрим структуру финансовой службы образовательного учреждения на примере (см. Приложение).

Проректор по экономике подчиняется непосредственно ректору. Проректор определяет финансовую стратегию образовательного учреждения, информирует руководителей подразделений об их «бюджетной позиции», контролирует выполнение бюджетов доходов и смет расходов. В его обязанности входит утверждение финансовых процедур, координация бюджетных процессов и управленческий учет.

Кроме того, проректор разрабатывает и представляет на утверждение ректора и ученого совета должностные оклады профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала.

Главный бухгалтер определяет учетную политику. Он руководит составлением налоговой и бухгалтерской отчетности, подчиняясь в этом ректору, а проректору по экономике — в вопросах подготовки и представления внутренней отчетности.

Кратко остановимся на некоторых подразделениях финансовой службы.

В рамках структуры финансового отдела рекомендуется использовать ряд подразделений, редко применяющихся в отечественной практике.

В первую очередь, это служба внутреннего аудита и финансового контроля. Служба внутреннего аудита контролирует ведение учета хозяйственных операций, инвентаризации активов и пассивов, подготовку отчетности, а также занимается аудитом подразделений. Служба финансового контроля анализирует полноту выполнения бюджетов, целевое использование выделенных средств и предоставляет соответствующие рекомендации. Обе службы подчиняются проректору по экономике.

Выделенный в отдельное подразделение отдел закупок обеспечивает максимальную эффективность потраченных университетом средств. Здесь разрабатывают все внутренние процедуры, касающиеся закупок — начиная от форм заявок на приобретение и заканчивая правильным отражением в учете оприходования товаров, материалов и услуг. Представители отдела также контролируют отражение в учете списания активов.

Отдел оплат обеспечивает своевременность и аккуратность проведения запланированных и утвержденных выплат на основании заявок, оформленных отделом закупок. Ведет учет всех банковских операций, проверяет исполнение бюджета денежных средств (Cash Flow).

Отдел работы со студентами отвечает за своевременность и полноту поступления средств за платные образовательные услуги и за начисление студентам стипендий. Руководит созданной при образовательном учреждении кассой взаимопомощи студентам (КВС). При необходимости помогает учащимся получить кредиты и займы на оплату образования. А также ведает распределением гуманитарной помощи и отражает в системе учета денежные поступления от студентов.

Работники отдела внебюджетных разработок контролируют поступление, расход и отражение в учете средств от заказчиков, спонсоров за научные исследования и разработки, которые ведутся всеми подразделениями. И следят за финансированием контрактных работ.

Бюджетный отдел (преобразованный из планового) занимается подготовкой бюджетов и прогнозов. Сотрудники собирают и обрабатывают информацию о выполнении бюджетов доходов и смет расходов по всем подразделениям.

И хотя, как было сказано вначале, универсального рецепта не существует, при создании структуры финслужбы мы рекомендуем придерживаться основных принципов, рассмотренных выше.

Приложение

—————¬
———+ Ректор ¦
¦ ¦ ¦
¦ L——T———
¦ ¦
¦ ——-+——-¬
¦ …..¦ Проректор ¦
¦ . ¦ по экономике +———T————-¬
¦ . L——T——— ¦ ¦
¦ . ¦ ¦ ¦
¦ . ——-+——-¬ ¦ ¦
¦ . ¦ Зам. ¦ ——+—-¬ ——+—-¬
¦ . ¦ проректора ¦ ¦Внутренний¦ ¦Финансовый¦
¦ . ¦ по экономике ¦ ¦ аудит ¦ ¦ контроль ¦
¦ . L——T——— L———— L————
¦ . +—————-T————-T——¬
——+—-¬ ——-+——-¬ ——+—-¬ ——+—-¬¦
¦ Главный ¦ ¦ Отдел ¦ ¦ Бюджетный¦ ¦Работа со ¦¦
¦бухгалтер ¦ ¦ закупок ¦ ¦ отдел ¦ ¦студентам覦

Оставьте комментарий